вторник, 20 декабря 2011 г.

Аксессуары. Часть 2. Веера.

1775-80 Франция.
Резная слоновая кость с инкрустациями из перламутра, шелк, гуашь, палеты.
Роспись представляет собой четыре времени года.

Веер был, пожалуй, одним из самых важных аксессуаров дамы 18 века. Они служили украшением, орудием флирта и кондиционером воздуха. Воздух в помещениях того времени был стесненный благодаря десяткам и сотням свечей, особенно при больших скоплениях народа, и веер был незаменим, чтобы как-то продержаться в тесном и плотном корсете в разогретом свечами и телами воздухе среди толпы, источающей запахи пота и духов.


Веер - популярный объект коллекционирования. Оригинальные веера 18 века - дорогие объекты. Иногда за веер 18 века можно принять копию, изготовленную в 19 веке - эти копии очень трудно отличить от оригиналов, но есть некоторые отличительные черты, характерные именно для вееров 18 вера.

Одной отличительной чертой вееров 18 века было их раскрытие. Если современные веера при полном раскрытии образуют практически идеальный полукруг, веера, изготовлявшиеся в 18 веке, чаще всего раскрывались только на 1/3 или 3/8 круга. Только в ограниченные периоды времени (например, около 1750 г) использовали веера, раскрывавшиеся почти на полукруг.
1740-1750

1750 г. Длина ребер 29,5 см
Другой отличительной чертой является длина рёбер. Средняя длина ребра веера 18 века 28-30 см, реже короче (25-26 см) или длинее (до 32 см).

Третьей отличительной чертой являются материалы и декорирование веера. Веера в 18 веке, например, не украшали кисточками.
Замечательный веер, расписаный в стиле рококо, правильное раскрытие в 3/8 полукруга,
но кисточка на ручке говорит о том, что это - поздняя копия.
Ребра вееров изготавливали из дерева, перламутра, черепашьего панциря и слоновой кости. Само "опахало" делали из бумаги, которую расписывали различными мотивами, часто "на злобу дня", библейскими, пасторальными или аллегорическими сюжетами, расшивали палетами и украшали золотой и серебряной красками. Шелковые веера упоминаются с 1715г., однако сохранившиеся до наших дней экземпляры из шелка датируются 1770-80гг. Веера также выделывали из т.н. лебяжьей кожи, которая на самом деле была очень тонко выделанной овечьей или козлинной кожей. Веера из тканей вошли в моду в самом конце 18 века, кружевных вееров в 18 веке не существовало. Головки шарниров, скрепляющих планки веера, часто украшалис драгоченными камнями или стразами. U-образные скрепки по обе стороны шарнира появились после 1800г, кисточки на них появились еще позднее.
Шарнир на ручке веера украшен шлифованным стеклом.
Роспись на веерах выполнялась гуашью и в основном представляла собой изображения людей или пейзажи. Сценки в стиле Ватто были популярны еще долгое время после смерти самого Ватто, также были популярны мифологические сюжеты, пасторали, китайские мотивы "шинуазери", парки, руины и морские сцены. Часто сценки как бы заключались в причудливые рамки из цветов, завитушек или оформлялись как "медальоны" овальной формы. Планки веера укашались резьбой, инкрустациями и позолотой.
1740 Голландия
Резная слоновая кость, лебяжья кожа, роспись гуашью.
Длина 29 см.
Сценка на веере представляет собой крещение Иисуса.
1760 Голландия.
Резная слоновая кость, бумага, роспись гуашью.
Длина 26 см.
Веер "Chinoiserie" (в китайском стиле) в оригинальным футляром.
1760-1770 Голландия или Германия.
Резная слоновая кость, бумага, гуашь.
Оригинальный футляр.
Длина 27 см.
Сценка на веере представляет собой пикник на лоне природы.

1770 Голландия.
Резная слоновая кость, бумага, роспись гуашью.
Длина 27 см.
1780 Голландия или Англия.
Резная слоновая кость, лебяжья кожа, гуашь.
Длина 27 см.
Сценка представляет собой Цефизу, обрезающую крылья Амуру.
1780-1790 Италия или Голландия.
Лакированное дерево с инкрустациями, бумага, гуашь.
Длина 27 см.
Неоклассическая мода.

1780 Северная Франция или Фландрия.
Перламутр, бумага, роспись гушью, серебряной и золотой краской.
Длина 26,5 см.

1790 Англия.
Резная кость, бумага, роспись гуашью и тушью.
Длина 27,5 см
Замечательный пример неоклассической моды конца 18 века.
Роспись на веере представлет собой сцену из жизни Корнелии, вдовы Тиберия Гракха.
У Корнелии (у которой было 12 детей) гостила знатная матрона из Кампании.
Однажды гостья ста­ла показывать хозяйке свои драгоценности, «самые прекрасные для того века».
Когда она в свою очередь попросила хозяйку показать свои драгоценности,
Корнелия указала на сыновей, в это время вернув­шихся из школы, и сказала: - Вот мои единственные сокровища!
1790 Англия.
Резная слоновая кость, гуашь.
Длина 21 см.
Это необычный двухсторонний веер с аллегорическими сценками с двух сторон.
Веер раскрывается в двух направлениях: как слева направо, так и справа налево. В зависимости от того в какую сторону раскрывается веер, открывается та или иная сценка.
Роспись на веере выполнена Ангеликой Кауфманн  (1741-1807).
Первая сценка (см картинку ниже) представляет девушку с ягненком - символом невинности.
Сценка на обратной стороне веера представляет собой женцину, указывающую на влюбленных голубков как символ утраченной невинности.

1795 Англия.
Резная слоновая кость, кисея, палеты.
Длина 24 см.
Веер в стиле ампир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий