понедельник, 21 марта 2011 г.

18 век в кинематографе. Обзор.

Исторические фильмы с перекрасными костюмами оказывают неоценимую помощь в создании исторической одежды. Благодаря им мы видим костюм в движении, не только в пространстве (чисто физичесок движение), но и во времени (изменение моды на протяжении лет).

Ярким примером тому является "Герцогиня" (2008).


Кейра Найтли, на мой взгляд, совершенно не вписывается в эпоху Просвящения ни телосложением, ни манерой держаться, но костюмы в фильме выполнены великолепно и представляют собой целую галерею модных трендов начиная с 1770 гг (роб англез и роб а ля франсез, которое носит ее мать, по-прежнему следуя моде 50-60 гг) и по 1790 гг (закрытое платье, "chemise de la Reine", различные жакеты и рединготы, высокие прически и пр.). Надо сказать, фильм стопроцентно заслужил свой Оскар за лучший дизайн костюмов.





Некоторые костюмы, к сожалению, не вошли в окончательную версию фильма:




Мой самый любимый исторический фильм всех времен и народов - "Опасные связи" (1988).


Снят по одноименному эпистолярному роману Шодерло де Лакло с замечательным актерским составом - Гленн Клоуз, Мишель Пфайфер, Ума Турман, совсем молодой и зеленый Киану Ривз и Джон Малкович, для которого, кстати, именно этот фильм стал трамплином в актреской карьере. Этот фильм на самом деле в рекламе совсем не нуждается, поэтому перейдем к костюмам, по которым можно датировать время действия примерно 40-55 гг. Фильм начинается потрясающе информативной сценой одевания мадам де Мертей и виконта де Вальмонт:






Другой, менее известный фильм, снятый по этому же произведению, - фильм Милоша Формана "Вальмонт" (1989). Этот фильм кишит грубыми ошибками в костюмах, и его сценарий является скорее свободной фантазией на тему "Опасных связей". И тем не менее...



Неповторимая дымчатая меланхоличная атмосфера и прекрасные костюмы - фильм Стенли Кубрика "Барри Линдон" (1975), снятый по роману Вильяма Теккерея.


В фильме не так много диалогов, и отношения между героями выражаются в основном взглядами, жестами, позами и музыкой. Косюмы типичны для Англии конца 18 века.





Живой и легкий фильм-комедия "Казанова" (2005) делает упор не на костюмы, а на саму историю, в которой костюмы служат лишь выразительным элементом характеров героев. Главная героиня Франческа (в исполнении Сиенны Миллер) слишком современна для венецианки 18-го столетия и пренебрегает изысканой одеждой, в фильме есть исторические неточности (например, воздушный шар тогда еще не был изобретен), и все же этот фильм хорошо иметь в своей коллекции, легко смотрится и не "грузит".





Другой малоизвестный фильм с хорошими костюмами - "Джефферсон в Париже" (1995). В фильме рассказывается о пребывании будущего первого американского президента Томаса Джефферсона в Париже в качестве посла Соединенных Штатов Америки. Сюжет фильма довольно путанный и постоянно перескакивает с одной темы на другую, в фильме есть исторические неточности (например, Джефферсон покупает 8 метров ткани у торговца в то время когда метрической системы еще не существовало, король Людовик XVI изображается стариком лет 70, хотя на самом деле ему было около 30), но все это компенсируется костюмами, а также замечательным портретным сходством актрисы, исполняющей роль Марии Антуанетты, со своим царственным оригиналом.






Для сравнения восковая фигура Марии Антуанетты из музея восковых фигур:

Примечательно, что один из костюмов, сине-зеленый жакет, является практически точной копией жакета, хранящегося в Институте костюма в Киото:



Фильм "Мария Антуанетта" (2006) Софии Коппола, яркий, разноцветный, шумный - и пустой. Блеклую Марию Антуанетту в исполнении Кристен Данст не спасают даже самые впечатляющие костюмы - она остается совершенно неинтересной, неестественной и безжизненной, как разряженная кукла. Музыка и поведение персонажей также совершенно не ассоциируется с эпохой, в фильме отсутствует достоверность.




Другой, не слишком удачный фильм - "Афера с колье" (2001). Опять-таки главная героиня ни внешностью, ни поведением не вписывается в свое время, отчего фильм утрачивает достоверность. Фильм снят по мотивам реального исторического скандала с бриллиантовым ожерельем, в котором невольно оказалась замешана сама Мария Антуанетта. Подробнее об этом грандиозном мошенничестве можно прочитать здесь. Позитивом в фильме являются, разумеется, костюмы и то, что Мария Антуанетта в фильме похожа сама на себя.






Продолжение следует.

1 комментарий:

  1. Огромное спасибо Автору этого текста. Месяц искала фильмы на подобии "Мария Антуанетта" и "Герцогиня". Благодаря этой статье запаслась огромным количеством фильмов на любимую тематику.

    ОтветитьУдалить