1. Закрытое платье (round robe). Такое платье было цельнокроенным и носилось без юбки.
1730 Петтер Тиллеман. Портрет Эдварда и Мэри Марко. Закрытое платье из синего сатина. |
1727 Роберт Турнье. Граф Фердинанд Адольф фон Плеттенберг и его семья. Два закрытых платья из шелкогвой тафты. |
1742 Вильям Хогарт. Портрет детей мистера Грэма. Три девочки одеты в закрытые платья с фартуками. |
1790 Закрытое платье ("round robe"), Англия, коллекция Сноусхилл. |
2. Распашное платье (open robe) было открытым спереди и носилось с юбкой. У его лифа обычно был сшитый отдельно стомакер (наживотник), как правило прикреплявшийся к корсету и платью булавками. Стомакер украшали вышивкой, декоративной шнуровкой, лентами, тесьмой или же каскадом бантов. Стомакер мог быть цельным или состоять из двух половинок (compéres) - в этом случае эти две половинки либо застегивались на пуговицы, либо просто имитировали такую застежку.
1765 Платье-сак с стомакером "компер". Музей Метрополитан. |
Придворное платье-мантуа с вышитым стомакером. |
Вышитый стомакер. |
1780 Robe à la turque. "Турецкая мода" с компер, застегнутым стык в стык (шнуровка, крючки или булавки). |
Примечание к верхней иллюстрации: такие "турецкие платья" - это особая история. Они вошли в моду в конце века, примерно в 1770гг, и встречались в самых разнообразных вариантах. Чаще всего это было своего рода платье-халат, одевавшееся поверх другого платья, часто контрастного цвета (например, шемиз де ла Ренн, платья-сорочки из тонкого муслина, или однотонного шелкового закрытого платья). В этом случае этот "халат" прикреплялся на талии для создания приталеного силуэта, либо спадал свободно (robe à la Polignaq). Либо это была имитация платья-халата, и тогда оно шилось как англез или франсез со стомакером-компер (как на иллюстрации). Крой этого платья, как и его названия (levité, robe à la circasienne, robe à la turque) также постоянно видоизменялся. Кто первым изобрел такое платье? Это неизвестно, но вкрадывается подозрение, что и тут не обошлось без мадам де Помпадур, если мы посмотрим на этот ее портрет:
1746 Франсуа Буше. Мадам де Помпадур. |
В моде поздних лет были распашные платья с лифом, застегивающимся стык в стык. Ткань открытых платьев была сдрапирована сзади на талии и пришита так, чтобы создать приталеный силуэт - на манер, который с 1780 г стал известен как à l'anglaise, или же спадала складками от плечь до подола, - этот стиль был известен как "сак" или robe à la française.
Платье-сак было в моде на протяжении практически всего 18 века, лишь в конце века уступив место простоте роб англез. Ткань, драпированная на плечах, спадает вниз элегантными складками. |
Как англез, так и франсез могли носить в стиле "полонез". При этом верхняя юбка платья приподнималась сзади с двух сторон, что открывало взгляду юбку, надетую под платьем.
1775-80 Платье-полонез |
1780 Robe à la circasienne |
Стеганые юбки были в моде на протяжении всего 18 века. Они шились из атласа и белой шелковой подкладки, между которыми находился слой тонкой шерсти. Иногда стеганые юбки были тяжелыми и неудобными, и тем не менее они были очень популярны в качестве неформальной одежды. Такие юбки часто приобретали в магазинах уже "прет-а-порте", готовыми к употреблению. Стеганые юбки носились всеми слоями населения - от женщин из высших слоев общество до бедных трудящихся женщин. Благодаря своей популярности и доступности, до наших дней дошло множество экземпляров таких юбок, дизайн которых все более и более усложнялся в течение 1740гг и мог представлять собой сложный рисунок из геометрических фигур и натуралистичных цветочных мотивов.
Стеганая юбка и корсет. Вторая половина 18 века, Америка. Музей Метрополитан. |
Подкладка платья-сак (1778) со шнуровкой. К этому времени платья-сак практически вышли из моды, все больше и больше уступая место английской моде. Это платье же сделано в Дании, которая была на периферии мировой моды. Здесь можно посмотреть платье целиком. |
Костюмы для верховой езды давно и прочно заняли место в женском гардеробе, несмотря на то что некоторые критики утверждали, что ношение рединготов делают женщин мужеподобными. Рединготы были очень практичны, и их часто надевали во время путешествий. Когда герцогиня Куинсберри в 1734 году отправилась в путешествие по Европе, она, скорее всего была одета в редингот. Ее брат впоследствии с удивлением писал, что герцогиню в дороге раз двадцать назвали "сир". Юную дофину Марию Антуанетту тоже часто критиковали за то, что она одевается "как мужчина":
1771 Йозеф Кранцинген. Мариа Антуанетта. |
1775-85 Стеганая юбка и жакет. |
1770-80 Юбка и "карако", хлопок. Англия. |
1750 Костюм для верховой езды. Музей Виктории и Альберта. |
1785 Жакет-пьерро с пеплумом и стеганая юбка. Франция. Музей Метрополитан. |
1790 Жакет и жилет, украшеные вышивкой шелковыми нитями и блестками. Франция. Институт костюма в Киото. |
1778 Утренний костюм. Этот костюм принадлежал жене пастора Николая Клаусена из Олборга, Дания. Она носила этот костюм утром после свадьбы. Стеганый pet-en-l'air и такая же юбка. Источник здесь. |
1780 Pet-en-l'air (caraco) и юбка с вышивкой мотивов на манер китайских. Дания. Детали и выкройку в формате pdf можно посмотреть здесь. |
Как закрытые, так и открытые платья носили поверх нижней юбки на обручах из китового уса, стали или дерева. Юбки либо покупали в магазинах уже готовыми, либо заказывали индивидуальный пошив. Их форма и размер зависели от моды и от собственного вкуса. В 1710 году была мода на юбки конической формы, в 1730гг их форма стала куполообразной. В 1750г., когда была мода на юбки, сильно расширявшиеся по бокам, англичанка Миссис Делани писала своей подруге: "Я рада, что вам не нравятся похожие на лохань юбки, - я держусь в рамках, стараясь избегать всех особенностей, которые слишком модны или слишком немодны." В романе "Том Джонс" Генри Филдинг дал хорошее описание таких юбок: "Двери в комнату распахнулись, и, сначала боком протолкнув вперед себя свою юбку, вошла леди Белластон". Несмотря на явную непрактичность, юбки такой ширины носили повсеместно вплоть до 1760гг. В придворном костюме юбки, сильно расширенные в бедрах, достигали своих самых ужасающих размеров, и при именно дворе они сохранились аж до 1820г.
1740 Придворное платье-мантуя |
1757 Пьетро Лонги. Шарлатан |
1770 Александр Рослэн. Портрет Мари Сюзанны Жиру По-видимому, это платье-сак, обильно украшеное сверху донизу. |
1785 Платье англез. Под такое платье надевали накладную подушечку. Отделка на этом платье минимальна. Музей Метрополитан. |
Это лучшая подборка, встреченная мною. Спасибо вам огромное.После столь ясного, прекрасно структурированного рассказа намного проще осилить сей сложный костюм. Все важно- что, когда, конструкция...И тонкости - шнуровка под складками, напр. Фото, ссылки. Я уже неделю тупила в Арнольд, с утра что-то стало становится на места, и вот, нахожу Ваш прекрасный дневник. Подкреплееный личным опытом. Благодарю миллион раз!
ОтветитьУдалитьОчень рада, что для вас это оказалось полезным :))))
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Destinee! Благодарю за отличный материал. Сейчас пишу диплом по этой теме. Если есть что-нибудь о женских модных аксессуарах и декоративных элементах напиши, пожалуйста. Заранее спасибо!
ОтветитьУдалитьдааа!спасибо вам огромное! просто неоценимо!
ОтветитьУдалитьПримите мои искренние аплодисменты и глубокую благодарность, за полный информативный и весьма толковый разбор моды 18 века.
ОтветитьУдалитьспасибо вам большое за подробную, интересную и такую нужную информацию!
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное, очень помогло!!! Destinee, скажите, пожалуйста, а вы случаем не помните от куда вы брали материал?
ОтветитьУдалитьМне очень нравятся два блога. Финские девушки шьют по историческим выкройкам, почти всегда - вручную. Вот одна повторила англез полосатый, который у Вас в подборке фото в профиле есть: http://rococoatelier.blogspot.fi/2012/10/1780s-striped-robe-langlaise-at.html . А вот - копия наряда леди Восли: http://augustintytar.blogspot.com/2012/06/late-1770s-riding-habit-in-style-of.html. Вообще у них много хорошего - и есть возможность посмотреть, как могли в реальности выглядеть костюмы.
ОтветитьУдалить