вторник, 19 апреля 2011 г.

О текстиле 18 века.


1787. Ситец из Жуи (Франция).
Если вы решили сшить костюм 18 века, и речь идет не о чисто карнавальном костюме, а о костюме, приближенном к реконструкции, то выбор ткани будет одной из самых важных задач, так как даже хорошо скроенный костюм можно испортить тканью, которая не вписывается в период.

Разнообразие тканей, использовавшихся в 18 веке, огромно. Все, от льна и хлопка до самых экслюзивных шелков, использовали для пошива одежды. Все эти ткани обобщает одно: все они НАТУРАЛЬНЫЕ. Поэтому покупать тафту из полиестра или полиестровый атлас не имеет смысла - они не будут смотреться абсолютно (можно сделать исключение, если вы хотите сшить что-то "на пробу" и не хотите тратить на это много денег, но избегайте слишком блестящих тканей, т.к. от них издали разит синтетикой). Некоторые покупают шелк-дюпион, полагая, что шелк есть шелк... и ошибаются. Дюпиона в 18 веке просто не существовало. Идеальные типы ткани - это шелковая тафта, шелковый брокад, шелковый атлас (жутко дорогой атлас-"дюшес"), бархат, вельвет, дамаск, лен и хлопок с набивным рисунком, муслин, тонкие шелковые полупрозрачные ткани.


Для тех, кто желает быть передельно исторически корректным и при этом имеет неограниченный бюджет, существуют производители "реконструированных" тканей, напимер, шведский Duran textiles AB.

Для начала проще всего выбрать однотонную ткань, тогда не будет мороки с совмещением рисунка. Хорошим выбором будет шелковая тафта-шанжеан с отливом двух разных цветов или муаровая тафта - они были в моде все 18 столетие. Кроме того, выбрав ткань однотонную, вы избегните опасности при "правильном" типе ткани круто промахнуться с рисунком, так как рисунок ткани тоже очень важен и должен соответствовать эпохе. Прежде чем шить что-либо в "реконструктивном" духе, имеет смысл сначала изучить фото платьев из музеев и коллекций - чем больше тем лучше - и желательно разных периодов и разных стран (в основном, конечно, английские и французские), посмотреть хорошие костюмные фильмы ("Гардемарины, вперед!" хорошим костюмным фильмом не считается!), и почитать хотя бы самый сжатый материал по текстильной промышленности, прежде всего, во Франции (Лион) и Англии (Спиталфилд), а потом пройтись по магазинам тканей и изучить выбор.

ШЕЛК

Шелк как ипортировали из Индии и Китая, так и производили в Европе.

До Французской Революции в городе Лион было более 14500 ткацких станков и 28000 рабочих, которые их обслуживали. Лионский шелк ткали несколько ткацких мануфактур, такие как Grand fréres, Pernon, Bissardon, Maison Chartron и множество других. Одна из эих мануфактур, основанная в 1752 г, существует и по сей день - это Perelle. На их странице в инетернете можно посмотреть на замечательные ткани, производящиеся по образцам 18 века (коллекция "Authentics"). Самые известные образцы их производства можно видеть на панелях в летней комнате Марии Антуанетты и в спальне Марии-Луизы в Версале. Шелк, производившийся в этот период, мог быть как однотонным (такие шелка часто вышивались), с тканым (жаккардовым) или набивным рисунком.

В1759 году в Лионе было 55 дизайнеров шелковых тканей, в 1790 г их было уже 80. Многие работали анонимно, и их имена сейчас забыты. Другие не только создавали дизайн тканей, но и писали картины, благодаря чему их имена вошли в историю тектсиля. Одним из таких мультиталантов был Жан Ревель (1684-1751). Художник, предприниматель, дизайнер, он также работал над усовершенствованием ткацкого станка.

Жан Ревель (1684-1751). Художник и дизайнер по шелку.

1720 Лионский шелк. Дизайнер Жан Ревель

1750 гг. Лионский шелк. Дизайнер Жан Ревель.
Другой лионский мультиталант - Жан Франсуа Бони (1754-1825) - художник натюрмортов, учитель живописи в лионской Академии изящных искусств, дизайнер по шелку и предприниматель. Он родился недалеко от Лиона, его отец был пекарь. Жан Франсуа учился в Академии искусств, где был известен отсутствием дисциплины. Создавал текстильные дизайны для нескольких мануфактур, в том числе Bissardon и Pernon. В 1825 г, потеряв все состояние после неудачных инвестиций, он покончил жизнь самоубийством.

1812 Жан Франсуа Бони. Ваза с цветами.


1800 Вышитый бордюр на шелке имел огромный успех. Дизайнер Жан Франсуа Бони.

Еще один известный дизайнер тканей - Филипп де Лассаль (1723-1804). Оставшись сиротой когда ему был один год, он был взят под опеку дядей, жившим в Лионе. Там же в Лионе мальчик научился рисовать, и позднее поступил на учебу в школу дизайна в Париже, основанную Франсуа Буше. Он вернулся в Лион в 1744 г и стал работать в текстильной индустрии. Он умел сам работать на ткацком станке и даже изобретал детали для станка, которые позволяли эффективизировать производство. Он был не только талантливым художником и дизайнером, но и механиком.

1760 Лионский шелк. Дизайнер Филипп де Лассаль

1770 Лионский шелк. Дизайнер Филипп де Лассаль
В 1789-97 году индустрия производства шелка была практически полностью загублена Французской Революцией. Тысячи жителей Лиона были либо отправлены на гильотину, либо расстреляны, город утратил множество квалифицированных работников и дизайнеров. Спасая свои жизни, многие бежали в Англию, Германию, Италию, Россию, Испанию или Швейцарию. Много образцов тканей и рисунков было уничтожено или вывезено за границу. К 1797 г. количество работников в шелковой индустрии сократилось на 90%. Такому драматическому упадку способствовали не только репрессалии революционеров, но и общее сокращение спроса на шелк и повышение спроса на более дешевый и демократичный (как правило, английский) хлопок и муслин. Разгуливать по французским улицам в шелках стало просто напросто небезопасно, что, в свою очередь, повлияло на моду.

Образцы лионского шелка 18 века





Лионский шелковый брокад, 18 век

1760 Платье-франсез из лионского шелка.
Институт костюма в Киото.

1765 Платье-франсез из лионского шелка с рисунком "chiné" (китайский)
с абстрактным цветочным мотивом.
Институт костюма в Киото.
В Англии шелковые мануфактуры были сосредоточены в городке Спиталфилдс. Ведущим дизайнером по шелку в Спиталфилдс была Анна Мария Гартуэйт (1690-1763). За свою карьеру она создала более 1000 различных дизайнов. Спецификой ее шелков (по сравнению с французским шелком) был светлый фон ткани, часто белый или кремовый, на котором изображались цветы, в то время как французы чаще всего использовали цветной фон. Рисунок на английских шелках также часто был более натуралистичным, чем на французских:
1750-60 Шелк из Спиталфилдс, Англия.
Шелк из Спиталфилдс.

Шелк из Спиталфилдс.

1748 Шелк из Спиталфилдс. Англия.

Французский шелк того же периода.
Цветы на английском шелке мельче и более натуралистичны.

Шелк из Спиталфилдс импортировался в Северную Европу и особенно в колониальную Америку, где действовал запрет на прямую торговлю с Францией.

1746 Роберт Фик. Портрет Миссис Уиллинг.
Платье из шелкового дамаска, сотканного по (сохранившемуся до наших дней) дизайну Анны Марии Гартуэйт.
Вот несколько эскизов из музея Виктории и Альберта, созданных Гартуэйт (эти и другие образцы шелка из Спиталфилдс можно посмотреть здесь):







1780-85 Платье-франсез, шелк из Спиталфилдс.

1740 Платье франсез. Расписной шелк.

1740 Платье франсез. Вид спереди.
Если внимательно изучить платья 18 века, сохранившиеся до наших дней, и портреты той эпохи, то можно увидеть, что фасоны платьев менялись сравнительно медленно. Мода на ткани определенного рисунка или цвета менялись гораздо быстрее. В 18 веке абсолютно все, за исключением беднейших слоев населения, внимательно следили за модой и стремились ей следовать, и всем было известно, какие ткани нынче в моде. Дама, показавшаяся в платье, сшитом из шелка позапрошлого сезона, рисковала заслужить нелестную славу "démodé" (старомодной).

ХЛОПОК

Ткани из хлопка широко доступны в современных магазинах, однако прежде чем выбрать хлопок в качестве исходного материала, стоит ознакомиться с его историей. Просто пойти в магазин и купить "веселенький ситчик" будет тратой денег. Избегайте ситцев в рисунком "огурчиками" (paisleys) и очень натуралистичными цветами. Следует иметь в виду, что техника нанесения рисунка на ткань сейчас и в 18 веке настолько различны, что найти современную ткань из хлопка, которая выглядит более-менее аутентично, к сожалению, невероятно трудно, но возможно, например, в том же Duran Textiles. Их ткани сделаны по современным технологиям, но зато мотивы очень напоминают эпоху рококо.

Замечательный хлопок для реконструкции костюма... но только для резинового бюджета.

В магазине Renaissance Fabrics  можно купить более бюджетный вариант.

В английских колониях,- "ост-индии" - производились ткани из хлопка и смеси хлопка с шелком, и красители для них. Из индийского набивного хлопка/ситца шили домашнюю и летнюю одежду, использовали его для декора интерьера, обивки мебели и т.д. В 17 веке стоимость индийских ситцев была довольно высока, поэтому в Европу часто ввозили неокрашеные ткани, уже потом, в мастреских, набивали на них рисунок, копируя индийский метод, т.е. на вырезанный штамп (деревянные или из медных пластин) наносили краску и прижимали его к ткани, и дорисовывали мелкие детали вручную кистью. После этого ткань обрабатывалась химическими фиксаторами для придания рисунку стойкости при стирке. Затем появились двойные и тройные штампы, что позволило создавать многоцветные рисунки. Во Франции, еще в 17 веке, такие мастерские были открыты в Авиньоне, Марселе и Ниме. В 1684 г. такое набование тканей было запрещено указом Кольбера по причине слишком сильной конкуренции французским тканям. Этот запрет в сочетании с растущим спросом привел к созданию подпольных мастерских.

Одни из первых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком, завезенные в Европу, стали известны под названием "калико", по названию порта в юго-западной Индии, - Каликут (Калькутта), - из которого они отправлялись в Европу, или "indienne". Несмотря на огромные расстояния, которые по морю и по суше приходилось преодолевать, эти ткани были дешевле льна, их возможно было стирать, они были тоньше и легче, и завоевывали все большую и большую популярность, что всерьез тревожило европейских производителей льняных тканей. Это привело к тому, что в Англии импорт на ткани из хлопка был запрещен в 1700 г, во Франции в 1717 г. В 1720 г. в Англии ввели запрет на продажу ситца, как привозного, так и произведенного в стране.

В 1736 г в Англии было разрешено производить некоторое подобие ситца - "фустиан", - бумазею, сероватую ткань из смеси хлопка и льна, на которую набивали модные рисунки. Несмортя на запреты, хлопковые ткани с набивным рисунком продолжали импортировать в Европу легально и нелегально, но в основном хлопок импортировали в виде сырья для ткацких мануфактур. В Англии крупные мануфактуры находились в Ланкашире, во Франции - в Руане, Нанте, Жуи-ан-Жос и других городах (во Франции набивание рисунок на ткани из хлопка было разрешено в 1759г.). Рисунки наносились на ситец не только при помощи готовых штампов, но и вручную. В конце века развилась технология нанесения рисунка валиками (1780-90гг.). Цвета красок были сначала ограничены: коричневый, черный, красный, желтый и лиловый (другие цвета "сползали" при стирке). Например, зеленый цвет получали при помощи поочередного нанесения двух цветов: желтого (получавшегося из, например, пижмы) и синего. Ситцы с многоцветным рисунком использовали для пошива одежды, в то время как ткани с одноцветным крупным рисунком использовали в основном для обивки мебели и на гардины. Чем больше красок было на ситце, тем выше была его цена.
1760 Индийский хлопок с рисунком, набитым в Англии. Фабрика Бромлей.
Краситель цвета индиго и технология его нанесения появились в Европе не ранее 1730 г.

1774 Ситец, Англия. Фабрика Бромлей.
Хлопок с рисунком, набитым во Франции. 3-я четверть 18 века.

Домашнее платье из хлопка. Франция. 
Датировка мне, к сожалению, не известна.

1795-1800 Ситцевая накидка. Франция.


1795-1800 Ситцевая накидка, деталь. Рисунок на ситце очень плотный.

1795-1800 Деталь ткани накидки.

1795-1800 Ткань подкладки.

1750-1770 Короткое верхнее платье. Швеция.
1775-85 Куртка из ситца с набивным рисунком. Франция.

Кукла. Середина 18 века.

Редчайший экземпляр куклы середины 18 века в платье из индийского ситца.

Вид сзади.


Деталь спинки.

Французский ситец конца 18 века, предположительно фабрики в Жуи.
Взято с этого блога, в котором много образцов тканей различных эпох.

Деталь

Деталь


Обратная сторона.
Обратите внимание на текстуру ткани.
 Фабрики для набивания рисунка на хлопковые ткани были основаны также в других странах, особенно в Германии, Швейцарии, Голландии и Богемии (Чехия). Собственно ткани из хлопка в Европе стали производить с 1774 года, и тогда, разумеется, Англия опять была впереди всех.

В конце века стал невероятно популярен муслин - легкий и полупрозрачный, и очень дешевый по сравнению с шелком. Название происходит от французского mousselline, - ткань попала в Европу из иракского города Мосула. Лучший муслин производился в Англии и Индии.

1783 Элизабет Виже Лебрюн. Иоланда де Полиньяк.
Платье "шемиз а ла Ренн" из белого муслина.

ШИНЦ

Шинц - это шелковая, хлопковая или льняная ткань с нанесенным на нее рисунком. Название "шинц" произошло от хинди "шинт", что означает "пестрый, разноцветный". Шелковый шинц сначала только импортировался из Китая, позднее его стали копировать и в Европе. Также были популярны вышивки "шине" (в китайском стиле). Характерным для шинца были более стилизованные мотивы флоры и фауны и абстрактные мотивы.
1710-25 Индийский шинц.

Панель из индийского ситца с рисунком (шинц). Конец 17 или начало 18 века.
1763-64 Франсуа Юбер Друэ. Мадам де Помпадур.
Платье из шелка "шинц", расписанного вручную.
1795-99 Закрытое ("круглое") платье.
 Музей Виктории и Альберта.

1770. Платье-англез.
Вышитый шелковый атлас произведен в 1755-60гг для европейского рынка.
Вышивка гладью в стиле "шине".
Обратите внимание насколько симметричен рисунок на спинке.

1770 (ткань 1755-60 гг). Платье англез. Деталь рукава.
1770 Платье франсез из льняного шинца с растительными мотивами синего цвета.
Институт костюма в Киото.

2 комментария:

  1. потрясающий дневник
    дала на вас ссылочку http://aretania.diary.ru/p177196081.htm

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Это как раз та информация, которую я искала!

    ОтветитьУдалить