Примерно до 1713 года еще носили высокие причеки-фонтанж, обязанные своим именем фаворитке Людовика XIV Марии Анжелике де Фонтанж, которая, растрепав свои пышные кудри на охоте, подвязала их полоской кружев, чем повергла короля в восторг. На следующий день все придворные дамы причесали свои волосы "а ля Фонтанж". Прическа, украшавшаяся жестким накрахмаленым кружевом или лентами, потепенно росла в высоту и могда достигать полметра в высоту.
Мария Анжелика де Фонтанж (1661-1681)
Однако ничто не вечно под луной, и мода на фонтанж прошла так же резко, как и возникла. В 1713 году на торжественном приеме в Версале перед королем предстала английская герцогиня Шрусбери - с довольно гладко причесанными слегка кудрявыми слегка припудренными волосами, украшенными цветами и кружевами. Королю понравилась простота и элегантность куафюра, и "tout le mond" отныне стал причесываться именно так.
С 1715 г стало обычным пудрить волосы. В качестве пудры часто использовался крахмал или рисовую муку. Использование пшеничной муки для этих целей порицалось. Пудру для волос, часто парфюмированную, можно было приобрести различных оттенков: серую, белую, нежно-розовую и желтоватую. Состоятельные семьи имели особую туалетную комнату для пудрения париков и причесок, поверх одежды одевался халат для пудрения, а лицо защищалось конусообразной бумажной маской. Чтобы пудра осела на волосах и не осыпалась, волосы мазали маслами или специальной помадой. Дамы пудрили волосы поначалу умеренно, но где-то с 1750 гг пудры на женских волосах оседало все больше и больше, что было вызвано использованием накладок из чужих волос (особенно после 1770 гг), которые не всегда идеально подходили по цвету. Пудра также помагала прическе продержаться дольше.
После 1770 гг прически вновь начинают усложняться и расти вверх. Собственных волос на такие огромные сооружения, естественно, не хватало, и в ход шли накладные волосы, каркасы, подушечки. Прически требовали все больше и бельше времени и были дорогостоящими, и поэтому один и тот же куафюр носили несколько дней подряд, а то и несколько недель. Мужские парики были в моде давно, теперь же и дамы все чаще стали носить парики (что наверняка экономило массу времени, денег и нервов). Несмотря на современные представления о париках 18 века, парики вовсе не были белыми. Люди со средствами могли позволить себе парики из настоящих человеческих волос, люди победнее довольствовались париками из конского или буйволова волоса. Шляпы также растут в размерах и обильно украшаются перьями, лентами, цветами и тканями. По-прежнему носят чепцы, которые могли быть как огромными, так и чисто символическими по своим размерам.
В ходу были головные уборы "калаш", напоминавшие откидной верх кибитки.
Головной убор-калаш. Предположительно Америка. |
Калаш, вид сзади. |
В 1770 гг тон в одежде и прическах задавала несчастливая в браке Мария Антуанетта, которая время от времени поражала весь Париж самыми невероятными сооружениями на своей голове. Цветочные вазы, мельницы, корабли под парусами, клетки с птичками - фантазия парикмахера королевы Леонара была неистощима. Такие высокие прически получили название "пуфф".
После 1780 гг прически вновь стали скромнее и уменьшились в размерах. Брак Марии Антуанетты и Людовика XVI наконец-то, в 1777 г, физически осуществился и Мария Антуанетта стала матерью в 1778 г. После беременности, тяжелых родов, спонтанного аборта в 1779 г. и переживаний из-за смертии матери в 1780 г. королева начала страдать выпадением волос, которые в конце концов пришлось подстричь покороче. Это ввело в моду новый тип прически "ёжик". Упрощению причесок (и платья) в большой степени способствовало также повальное увлечение Руссо и его "назад к природе"-философия. После 1780 г. волосы пудрили все меньше и меньше, так как мода требовала "естественности". Вычурные прически и платья, как и весь артистический стиль "рококо" подвергались критике как со стороны философов "Просвящения", так и становившейся все более сильной буржуазией. Манера Марии Антуанетты одеваться и причесываться вызывали недовольство в народе, что выражалось в анонимных памфлетах, имевших широкое хождение, в которых королева изображалась разряженной девкой.
1783. Мария Антуанетта
1785. Сара Сиддонс.
1783. Иоланда де Полиньяк
Новая эстетика конца 18 века после Французской Революции призывала к возвращению к классическим идеалам. Постепенно перестали носиль парики, волосы стали естественными, без пудры. Первыми новую моду на простоту заимствовали именно аристократы, так много критиковавшиеся за свою вычурность. Никому не хотелось быть узнанными как аристократ и оказаться на гильотине, поэтому выходя из дома аристократы одевались в простое платье и причесывались очень скромно. Новой моде тут же последовала вся Европа, наступила эпоха Романтизма.
Спасибо большое за интересный материал, и в особенности за чудесные иллюстрации!
ОтветитьУдалитьВаши статьи - это настоящее сокровище!
ОтветитьУдалить